В НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО состоялась презентация обновленной экспозиции древнерусского искусства

0+

В НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО состоялась презентация обновленной экспозиции древнерусского искусства

В НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО состоялась презентация обновленной экспозиции древнерусского искусства

Судьба иконописного наследия Нижнего Новгорода – одна из самых непростых в истории древнерусского искусства. В отличие от других художественных центров, где сохранились десятки и сотни памятников, позволяющих хотя бы отчасти понять и восстановить историю развития там живописи, нам почти ничего неизвестно, какой была средневековая нижегородская иконопись. Вплоть до XVII века в Нижегородской земле не было собственной епископской кафедры. Это практически исключало возможность появления в городе независимого художественного центра, поскольку иконописцы значительного уровня, традиционно определяющие эстетические ориентиры той или иной местности, обеспечивали потребности именно правящего архиерея.
Во второй половине XVI века Нижний Новгород превращается в один из наиболее крупных городов Русского государства. Нижегородцы - служилые люди и дворяне выступали заказчиками дорогих произведений. В это время началось активное каменное строительство церквей, постепенно сменяющих деревянные постройки. Постепенно искусство обретает черты и художественные приметы, позволяющие говорить о сложении здесь самостоятельного иконописного центра. С одной стороны, устойчивый традиционализм местной школы не был затронут столичными новациями, несмотря на присутствие в нижегородских монастырях и храмах специально написанных для них произведений царских мастеров. В отличие от своих поволжских соседей – костромичей и ярославцев – здесь игнорировали и западноевропейские источники, повсеместно входившие в иконографический и художественный арсенал конца XVII столетия. С другой стороны, именно в нижегородской иконописи сложилась и широко распространилась редкая техника письма лаками, выходящая за границы собственно темперной.
Устойчивое пристрастие к орнаментальности и узнаваемая, присущая лишь местной живописи колористическая гамма – сочетание охры, красного и зеленого, позволяют уверенно говорить об индивидуальном артистическом лице Нижнего Новгорода с этого времени.

В экспозиции НГХМ посетители сейчас могут увидеть 72 иконы. Среди них и «Похвала Богоматери», которая была написана в 1630-х – 1640-х годах и находилась в церкви Похвалы Богоматери в Нижнем Новгороде, являясь одним из ее главных храмовых образов. Прославилась она во время мора 1665 года, когда вместе с двумя другими богородичными иконами образ вынесли на крестный ход, организованный по видению местной жительницы Прасковьи Луковниковой, после чего эпидемия прекратилась, а образ стал почитаться, как чудотворный.

Кроме того, в экспозиции представлены предметы прикладной церковной утвари, вклады именитых нижегородцев в храмы и монастыри, уникальные плащаницы производства Строгановских мастерских, которые славились высоким уровнем исполнения.

Ждем вас в НГХМ!
КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН...

График работы НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО (Дом губернатора – Кремль, корпус,3):
Вт.-Ср. с 10.00 до 18.00,
Чт. с 12.00 до 20.00,
Пт.,Сб.,Вс с 11.00 до 19.00.
Пн. - выходной день.

СОБЫТИЯ